Для чего нужен Болезни
Sansara58.ru

Медицинский портал

Для чего нужен Болезни

Для чего нужен Болезни

Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна – привести человека к вечной смерти.

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого» рассказывает: Тогда вpаг, не стеpпя сего, даже боясь, что Антоний в коpоткое вpемя наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько удаpов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний увеpял, весьма жестоки были его стpадания, и удаpы, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, пpичинить такой боли. Но по Божию Пpомыслу (ибо Господь не оставляет без пpизpения уповающих на Него), на следующий день пpиходит тот знакомый, котоpый пpиносил ему хлеб. Отвоpив двеpь и увидев, что Антоний лежит на земле, как меpтвый, взял и пеpенес его в хpам, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сpодников и из жителей селения окpужили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались.

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.

Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путем войти в Царство Небесное, надо по-христиански нести тяжелые недуги, которые нас постигают. У некоторых духовно опытных старцев нашего времени можно встретить мнение о раковых болезнях как о тех недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец (Эзнепидис. 1924 – 1994). Сам он болел раком. «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничнства», – сказал он однажды священнику Дионисию Тацису. Другой великий греческий старец Порфирий (1906 – 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлет мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда сказал об этом своему старцу, – Нет, говорит он, – это – эгоизм. И я перестал просить. – Согрешил, Господи, – говорил. – По эгоизму просил сверх моих сил. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда. У меня ужасные боли. – Геронта, Вы обрадовались или расстроились? – Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. После стольких лет не забыл прошение мое. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нем образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты, но не вижу глазами характерные черты их. Язык мой стал толстым и далеким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь» (Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием).

При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное – это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).

Зачем нам нужны болезни?

ЗДОРОВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЗДОРОВЫМИ СТАНОВЯТСЯ

Встретила на одном сайте мысль, с которой полностью согласна:

Мудрые люди говорят, что жизнь (Бог, Вселенная, Высшее) заворачивает любой подарок в проблему. И чем больше подарок, тем больше проблема. Поэтому каждый раз, решая какую-то проблему, в итоге мы получаем подарок.

Собственно, на вишбуке в основном мы про это и говорим. Любая проблема несет в себе урок, возможность, которую мы либо используем, либо нет. Либо меняем действия и мысли, и жизнь наша меняется соответственно, либо нет.

Сегодня я хочу затронуть тему здоровья. Вообще, строго говоря, это не моя тема. Собственного опыта излечения заболеваний у меня нет, марафон по улучшению здоровья (как недавно предлагали) проводить не могу (только энергетический, хотя он тоже влияет на здоровье), но все же некоторыми мыслями, наблюдениями и историями поделюсь.

Зачем нужны вообще болезни? Ведь можно было бы прекрасно жить-поживать, не болея вообще ничем и никогда, не правда ли?

Любая болезнь дается не просто так. И чем серьезнее болезнь, тем громче звоночек, что жизнь идет не по тому пути. Наверняка, вы не раз встречали мнение, что даже онкология возникает не просто так, а является следствием глубоких обид, скрытой депрессии или подсознательного нежелания жить. Также все мы читали истории, как людям удавалось излечиться от этого страшного заболевания. Например, Ленс Амстронг писал о том, как преодолел рак 4й стадии в своей книге “Мое возвращение к жизни”, недавно я публиковала статью “Секрет исцеления”, а также рассказ женщины, которая буквально убежала от рака. Также я встречала истории, как кардинальная смена жизненного пути помогает излечиться (недавно читала о случае, когда женщине с последней стадией онкологии пришлось отдать дочь в интернат, чтобы уехать куда-то далеко и полностью изменить вид деятельности на тот, что сделал ее счастливой, и благодаря этому она выжила). В реальной жизни среди своих знакомых я тоже знаю случаи успешного излечения. Но эта тема слишком серьезная, сложная, поэтому я пока рассмотрю случаи попроще.

Множество людей выбирает болезнь почти сознательно. То есть, зная способы и возможности излечения, ничего не делают для этого. Им нравится болеть, зачем-то это нужно.

Например, одна моя знакомая девушка при каждой встрече жаловалась на сильнейшие мигрени, боли в сердце, давление и прочие цветы букета болезней. И когда ей родственница сказала: “Слушай, у меня раньше тоже были жуткие мигрени, я могла лежать по несколько дней, не в силах встать, но начала практиковать одну простую гимнастику – всего 15 минут в день – и у меня практически совсем перестала болеть голова.” И что же моя знакомая? Бросилась с расcпросами, что за чудо-гимнастика? О нет, она вообще никак не отреагировала, даже из любопытства не спросила.

Странно, да? Странно, но очень распространенная позиция. Многим приятно быть жертвой, глотать горсти таблеток (это проще, чем делать гимнастику), страдать, к тому же, на болезни можно списать бездействие или неудачи в разных сферах своей жизни. То есть, болезни им очень нужны! Думаю, вы тоже знаете таких личностей.

Но есть и другие люди. Они пробуют все возможные пути, народные средства, в конце концов, силу мысли. Например, одна моя подруга излечила поликистоз с помощью настроев Сытина. Светлана Кулешова рассказывает, как вылечила эрозию силой мысли.

Необязательно задействовать подсознание для излечения, особенно, если вы не очень-то верите в него. Можно просто попробовать изменить свою жизнь, поставив в приоритет здоровье.

Однажды я участвовала в велопоходе в горах. И обратила внимание на двух участников группы – папу, мужчину лет 40, но выглядевшего намного моложе, и сына лет 14. Оба – сильные, выносливые красавцы. Пока группа еле-еле взбиралась на гору, они уже успевали заехать наверх, осмотреть открывающиеся на склонах виды, и спуститься вниз, посмотреть, где же все застряли.

И тем удивительнее был рассказ отца. Сын родился болезненным ребенком, с сильнейшими аллергиями буквально на все, которые быстро переросли в астму. Жизнь малыша казалась печальной – уколы сильнейших гормональных препаратов каждый день и, в качестве еды, исключительно вареная крольчатина. Больше ребенок есть не мог вообще ничего. И тогда перед родителями встал выбор. Продолжить медикаментозное лечение, вернее, поддержание существования, или же кардинальные перемены, требовавшие немало силы духа. Мы, глядя на молодого парня, с треском поедавшего всю еду, что нам подавали, и просившего вечером сбегать в магазин за добавкой, а также штангу у входа в их номер, поневоле проникались уважением к отцу. Он выбрал альтернативный путь и, конечно, ему пришлось встать на него самому: лыжи зимой, бег летом, закаливание, обливания ледяной водой, физические нагрузки. К 14 годам (скорее всего, намного раньше), сын забыл про неизлечимые заболевания и аллергию. Его здоровью и выносливости могли позавидовать многие. После велопохода оба собирались еще отдохнуть в одном из крымских отелей, выбирая, прежде всего, по наличию спортзала.

Как-то мне пришло письмо:

“Я, вообще-то, хочу быть здоровой в психоэмоциональном плане. У меня в жизни было много стрессов (мне 43 года), хочу убрать из своей головы мусор в виде негатива (жить мешает). У меня диагноз – вегето-сосудистая дистония, депрессивно-тревожное состояние. Хочу бросить курить. Чем больше нервничаю, тем больше курю. Да и работа нервная, а как другую найти не имею представления. Ну вот как-то так. Была у психолога, говорит, что никогда не поздно в жизни что-то поменять. А как это сделать? Чем старше становлюсь, тем больше беспокоюсь – а что дальше? Тупик. ”

Ну что делать-то?

Прежде всего, осознать, что значит быть здоровой. Автор письма испробовала десятки методик, перечитала сотни книг, пробовала тренинг по методу Хосе Сильва, Эриксоновский гипноз, медитации, рейки, но ей ничего не помогало. Думаю, в данном случае надо завязывать с книгами, и переходить к действиям. Потихоньку. Шаг за шагом, но систематично, регулярно. Не так, что месяц потерпеть и ждать решения по всем фронтам.

Взять, для начала, хотя бы год.

За год человек может полностью измениться, внешне и внутренне, оздоровиться и помолодеть, но для этого нужно работать над собой.

Слово Здоровье звучит довольно абстрактно само по себе. За ним должен стоять четкий образ себя, какой хочется стать: выглядеть моложе, иметь гибкое тело, быть бодрой, веселой и активной, найти дело своей жизни, завести новых друзей или улучшить отношения – нужно выбрать то, что именно вам действительно нужно, что-то сильно стимулирующее вас. В конце концов, здоровье – это прежде всего СИЛА.

И хорошо, если цель будет усиленной, то есть, чуть больше, чем вам даже хочется.

И признайте после этого, что потихоньку вы вполне можете ее достичь. Подумайте как, составьте план и потихоньку воплощайте его. Не пытайтесь бороться со своими страхами и привычками, но обязательно контролируйте свои мысли, вернее, осознавайте эти свои мысли, и задавайте себе вопрос: почему я так думаю? для чего я так думаю? к чему это приведет, если я так буду думать?

Насколько возможно, заменяйте плохие мысли на хорошие. Мысли – это просто наша привычка, и чтобы их контролировать, надо научиться осознанности. Но это вы наверняка и сами знаете, другой вопрос, осознаете ли))?

Если вы поверите в свою цель, не просто здоровье, а что-то более осязаемое и значимое, то будете искать пути, как к этому прийти. Добавлять полезные привычки: пить больше воды, принимать витамины или натуральные добавки, повышать уровень личной энергии через энергетические практики (что, конечно, даст силы, здоровье, активность и хорошее настроение), то все ненужное в процессе само отвалится. Если вы будете осознанны, то будете давать себе выбор каждый раз – поступить так или иначе. Например, выбрать здоровье или быстрое удовольствие (вроде курения, алкоголя, вредной вкусной еды и пр.).

Если вы научитесь слушать себя и свое тело, то оно само все скажет и выберет.

Но кто из нас действительно умеет слушать тело.

Самый банальный, надежный способ оздоровления – это физическая нагрузка. Результат будет не сразу, но будет обязательно, причем по всем фронтам. Серьезные занятия помогут и с депрессией разобраться, и со страхами, и здоровье улучшат.

Не все придут в восторг от мысли заняться всерьез спортом, но я бы посоветовала заняться хотя бы йогой, но по-настоящему, с хорошим инструктором, раза 3 в неделю как минимум. И спина в норму придет, и здоровье улучшится, и голова прочистится – это опыт всех моих знакомых, кто практиковал йогу.

Но и без инструктора можно справиться. Моя близкая родственница однажды серьезно сорвала спину. Тогда она взяла комплекс от Норбекова для спины (и еще его суставную гимнастику) и занималась по нему каждый день. Собственно, до сих пор занимается, спину спасла, да и вообще, стала намного здоровее. Практика “Око возрождения” позволила ей избавиться от ряда неприятных заболеваний. Она работает, поэтому нельзя сказать, что у нее уйма времени на все это. Она для этого встает рано, в 5:30. Это просто вопрос приоритета 🙂

К сожалению, автор письма на эти мои слова больше ничего не ответила. Наверное, не понравилось ей, не подошло. Будет дальше волшебные книжки читать.

Что делать, если депрессия, если не можешь встать с кровати? Ну что делать. Потихоньку. По одному шажочку. Главное – регулярно. Главное – видеть и верить в цель. Если вообще никак, визуализировать. В жизни полно примеров, когда врачи выносили суровые приговоры: этот не будет ходить, этот скоро умрет и тд., но люди, вопреки, ломая буквально себя, преодолевали это, становились намного сильнее. Но не все могут, это да. Особенно когда болезнь не слишком серьезна, когда можно таблеточек наглотаться.

Медитации и визуализации тоже могут помочь в деле укрепления здоровья. Например, мне нравится медитация от Ошо, попробуйте регулярно практиковать ее:

И напоследок приведу один из отзывов, пришедший на сайт, от девушки, которая смогла использовать силу мысли именно для оздоровления:

Благодарю авторов сайта Екатерину и Светлану, девочки вы создали волшебный проект, главное действительно все работает и сбывается! Моё самое заветное желание исполнилось! Это удивительно, может многие со мной поспорят, но нет ничего важнее в жизни, чем здоровья, ты можешь иметь миллионы, но с слабым здоровьем ты не будешь так счастлив, как человек, который не имеет этих денег, но полностью здоров. Жаль, что многие не осознают этого. Я очень долго болела, и придя на очередное обследование, у меня практически было шансов 5% из 100, что оно покажет хорошие результаты, но месяца полтора назад, я написала это желание в Книгу желаний, делала медитацию на этом сайте, ну только я лечила не эрозию, а другую болезнь. Я говорила себе по 500 раз в день, что я здорова, я наполняюсь энергией силы, здоровья и молодости. Вчера я прошла контрольное обследование и оно показало отсутствие патологий, опухолей, кист и т.д. А раньше ведь все это было, и врачи ставили не совсем хорошие прогнозы. А я здорова! Плюс прошла узи и обследование ещё у одного специалиста, мне всегда ставили болезнь вен, а узи и врач показали, что все тоже отлично. Я полностью здорова! Это ли не чудо?! Теперь я могу свернуть горы, получить все все о чем я мечтаю и жить полной жизнью! Здоровье, это наверное самое большое и дорогое богатство в жизни, спасибо девочки, что помогли мне стать самым счастливым и богатым человеком. Дай Бог вам, и всем посетителям этого сайта здоровья и счастья.

Так зачем нам нужны болезни? Сознательно, конечно, не нужны. Но любая болезнь – это пинок к саморазвитию. Физическому, духовному, эмоциональному. Мы можем выбрать сосущестование с болезнью, прогнуться, стать слабее, дойти до самого дна. а можем бросить вызов. Преодолевая болезнь, мы становимся сильнее.

Автор: Екатерина Голева

Если вам интересна тема повышения уровня личной энергии, то обратите внимание на наш энергетический курс:

Изменим жизнь за 100 дней. Детокс тела и сознания

Он пройдет в три этапа: сначала мы займемся очищением тела и пространства, затем – ментальное очищение, и наконец – наполнение.

Сто дней я буду с вами, и мы вместе пройдем путь к наполнению силой и энергией.

Зачем нужна болезнь?

Болезнь — это способ получить то, что без болезни получить никак не удаётся. Некоторые психотерапевты считают, что практически все заболевания в основе своей имеют психологическую причину. Но классическая медицина официально признаёт семь заболеваний, в которых психосоматический фактор является ведущим. Их выделяют в «чикагскую семерку».

Болезнь возникает как способ удовлетворения потребностей, которые, так уж сложилось, по-другому удовлетворить невозможно.

Так что же позволяет болезнь?

1. Заботиться о себе без чувства вины.

Лекарства, всяческие средства ухода, дорогие анализы, процедуры, обследования — всё это вам обеспечено просто потому, что вы болеете.

Попробуйте ту же сумму потратить на услуги стилиста или курс массажа. Для нескольких поколений женщин это недопустимо. Всегда есть то, на что деньги нужнее.

2. Право на отдых.

Парадокс в том, что большинство современных женщин, даже став фрилансерами или имея свободный график, всё равно живут по принципу, который гласит: «У женщины есть только два случая, когда она может ничего не делать — это беременность или болезнь». И вся наша система построена по этому принципу.

Ребёнок не может не ходить в школу, если он не хочет. Есть единственная причина, по которой он может пропускать школу — это болезнь.

Ну не абсурд ли?!

3. Право на заботу близких.

Возможность почувствовать себя женщиной, о которой заботятся. Как-то не принято у нас заботиться о «сильных, умных и успешных», тем более о тех, которые могут позаботиться о себе сами. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Болезнь даёт право получить эту заботу и нежность.

Если же близкие продолжают игнорировать даже эти недвусмысленные посылы о помощи, то болезнь будет прогрессировать и в какой-то момент эти просьбы придётся услышать. Дежурства в реанимационной палате будут обеспечены.

4. Внимание близких и друзей.

Болезнь — это способ почувствовать себя особенным, заслуживающим внимание. Тебя обсуждают, о тебе говорят. Ты становишься «темой дня». И чем закрученнее и сложнее болезнь, тем больше «охов и ахов».

5. Уважение.

Человек, переносящий жуткие страдания, наряду с жалостью и сочувствием даже с мыслями: «Господи, не дай Бог мне такое…», вызывает трепет и уважение. Если то, чем ты занимаешься в данный момент, почему-то не вызывает уважения (прежде всего у тебя самого), то серьёзная болезнь даст это уважение. И желание почувствовать себя «героем» никто не отменял.

6. Возможность не решать то, что нужно решить.

Когда серьёзно заболел ребёнок, идею с разводом придётся отложить.

Собственная сильная болезнь заставит повременить с новыми проектами и сменой рода деятельности. Многолетний уход за близким человеком — веская причина, чтобы не задаваться вопросами личной жизни и карьеры.

7. Возможность приостановки, неспешности, прислушивания к себе.

При болезни жизнь резко замедляется и на передний план выходит то, что раньше игнорировалось и не замечалось. Каждый свой вдох, каждый свой шаг становится важным.

8. «Последняя воля умирающего».

К желаниям болеющего человека принято прислушиваться. И заболев, можно, наконец-то, заставить мужа починить краны и приделать отваливающиеся ручки на двери. Не говоря уже о других более глобальных просьбах.

9. Увидеть мир с другой стороны.

Болезнь позволяет попасть в другую реальность. Если вам приходилось несколько часов кряду смотреть на складки ткани на абажуре или разглядывать фигуры диковинных зверей в трещинах на потолке — вы понимаете о чём я. Когда единственное, что ты можешь — это часами смотреть в один квадрат метр на метр, то мир предстаёт перед тобой совершенно с другой стороны.

10. Переосмыслить свою жизнь.

Серьёзная болезнь заставляет задуматься о том, о чём раньше предпочиталось не думать. Когда встаёт перспектива, что возможно, это конец, вся ложь о себе и своей жизни куда-то улетучивается, и ты остаёшься с правдой. И в этот момент происходит глобальная переустановка системы. Переоценка всей своей жизни.

…Потребности — это такие вещи, которые приходится удовлетворять. Вопрос только в способе. Если взрослый человек по каким-то причинам не готов предъявлять свои потребности открыто, то бессознательно включается «театр тела» и эти потребности будут удовлетворяться посредством манипуляций с телом — болезни.

Психотерапевты считают, что врождённые болезни или болезни деток до 6−8 лет — это бессознательный (!) мамин заказ. Способ удовлетворить свои потребности за счёт болезни ребёнка. Начиная от возможности не выходить на работу до обретения личной женской миссии — «Мамы тяжелобольного ребёнка».

Признавать такие вещи «в лоб», без должной готовности невозможно. Включается сильнейшая психологическая защита. Поэтому есть смысл к осознаванию подходить постепенно:

1. Задайте себе вопрос: «Что позволяет получать мне эта болезнь?» Составьте список. Искренний, с примерами.

2. Проживите каждый пункт. Без осуждения себя, а с признанием этого своего способа получения чего-то очень важного для себя.

3. Позвольте себе то же самое получать открыто в отношениях, предъявляя свои потребности, говоря о них. Признаваясь себе в них.

И помните: болезнь уходит тогда, когда в ней пропадает необходимость.

Зачем нам нужны болезни?

Изучение вечных знаний сделает умного от природы еще умней, а глупого от природы – не столь безнадежным.
(Из японского эпоса)

Давайте вначале разберемся, а что такое болезнь, и для ясности не поленимся заглянуть в словарь, один из авторов которого
Ф. Брокгауз так определяет подобное состояние нашего организма: «Болезнь – это совокупность явлений в теле, нарушающих нормальный состав и нормальную деятельность органов». Все как бы почти понятно, кроме одного – это что за явления такие, которые выбивают из некой нормы наши органы, откуда они взялись, а главное – почему они объединились в совокупность, вызывающую те самые отклонения от нормы. С другой стороны, хорошо, что хоть предполагается, что норма – это здоровье. Значит, главная задача – найти эти явления или причины, способствующие возникновению отклонений от той самой нормы и именуемые болезнью.
В одной японской книге о самураях я прочитал: «Болезни делают наше существование бесполезным». И это на самом деле так – человеку с болезнью уже не до работы, весь его организм – от ума и заканчивая всеми функциями – подавлен, и весь этот фон нездоровья исключает былой напор, лишает ощущения радости жизни и полезности пребывания на Земле. Но ведь мы могли рассуждать и так – ну болит что-то у нас там внутри, ну и пусть болит, если ему (органу) это так надо, но зачем при этом человек обязательно должен страдать, вот в чем вопрос. Или правы были древние, говоря, что «здоровье – это наша разменная карта, которой мы рассчитываемся за свои малые и большие грехи».
Каждый из нас мог быть наслышан о том, что якобы имеются некие Высшие Силы, сотворившие Жизнь и все то, что с ней в этой связи проявлено. Но большинство из нас Фомы неверующие, и только по одной причине: «Я эти Силы никогда не видел, я эти Силы никогда не слышал, я эти Силы никогда не трогал». То есть вот если бы был, скажем так, прямой диалог между мной и тем самым Ра-зумом, создавшим все, тогда все было бы по-другому, а так опять уж очень похоже на лапшу, нависшую на ушах. Однако мы не можем отрицать (никто, даже отъявленные агностики – это те, кто не верит ни во что), что существует некая сущность, именуемая совестью, ибо кому повезло, тот должен хоть на миг когда-нибудь слышать ее позывы или видеть на лицах, а может быть, даже чувствовать на себе некое покраснение собственной рожицы как признак несогласия совести с предполагаемой затеей. Отрицать бесполезно, так как это общеизвестные факты. Ни один анатом, как и ни один физиолог, не сможет нам с вами указать месторасположение этой сущности. Значит, это некая энергия, помещенная в теле, но не являющаяся телом, не так ли? Это во-первых. И, во-вторых, кто снабдил ее такой неспецифической функцией – быть неким судьей наших поступков или намерений? Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы утвердительно не предположить, что это и есть определенные полномочия того самого Разума, который и наделил Жизнь жизнью. То есть мы вполне объективно можем признать эти посылы совести как попытки вести с нами, людьми, некие предостерегающие диалоги. Попробуй возрази, что это не так. Но ведь абсолютное большинство нас, людей (хорошо бы ошибиться), не очень прислушивается к каким-то велениям своей совести, ибо каждому знакомо это чисто русское выражение: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». И этот принцип построения взаимоотношений с жизнью для многих из нас становится стержневым. Что же дальше? Воспитательный диалог Высшего Разума с нами, со мной и тобой, на этом закончен, погрозили пальчиком, и все, значит, и я, и ты, и все мы в этом случае что хотим, то и воротим, не так ли?
А теперь пришло время посмотреть на болезнь с иной, ранее не рассматриваемой стороны. Да, нас почти уже всех убедили, что Великий Некто создал все, что необходимо для нормального функционирования жизни на этой планете: и саму планету подготовил с плодородной почвой, не говоря уже о Солнце, воде, воздухе и т. д., вплоть до картофеля и яблок. Ведь всего этого человек не изобретал, не так ли? А коли так, значит, и все болезни, существующие в мире, не могли возникнуть сами по себе. Откуда они прилетели? Ведь не из Космоса же все эти микробы простого и «свиного» гриппа, всякие язвы, мигрени, СПИДы и все остальное, что можно перечислять часами напролет, не становясь при этом здоровее. Значит, это тоже специальный замысел (проделки) того же Высшего Разума. Зачем они нам нужны? Представьте, как было бы здорово, если бы мир был абсолютно стерильным: ни сопли не текут, ни голова не болит, даже после перепоя, а так одно расстройство. У некоторых их (болезней) собирается целый букет, а как раздарить-то хотелось бы, да никто брать не хочет. А так как Мать-Природа ничего не делает просто так, значит, у всех этих болезней есть некие целевые установки. Раскинем умишком, а быть может, болезни это не что иное, как продолжение того самого диалога, только уже не предупредительного, а наказательного между нами, людьми, и тем самым Высшим Разумом, ведь получается, значит, так: как ни крути, а от воспитательных мер не отвертишься.
Это сравнимо с тем, как в средневековье все города были обнесены высокими крепостными стенами, защищающими жителей от нападения врагов, а враги были везде, так как принцип построения жизни был таков: если у меня мало – отниму у соседа. Так вот как только одинокий путник без должной охраны выходил за пределы укрепления (то есть за пределы совести), он тут же становился лакомой добычей для вражеских сил. У него не спрашивали, с какой миссией он вышел – с доброй или не очень, раз вышел – значит, нажива (можно отобрать то, что у него есть, либо, на худой конец, продать в рабство – пусть мается). Вот примерно такую аналогию можно провести с атакующими действиями разнообразных заболеваний на нас, когда мы игнорируем предупредительные посылы совести.
Кстати, открыв словарь
Вл. Даля, можно найти несколько интересных посылов по поводу болезней: «Нищий болезни ищет, а к богатому они сами идут» (то есть к честному болезни не липнут, а нечестного найдут где угодно); «Твоя совесть как лихая болезнь» (то есть совсем бессовестный); «В нашей волости лихие болести – ибо много зла» – это вообще выдающаяся поговорка, признающая соответствие низкой нравственности проживающих людей и вытекающей отсюда их слабой защищенности от болезней. Значит, уже и в древности предполагали некие зависимости причин заболевания от уровня душевных качеств человека.
Не так давно мы уже обращались к теме влияния безнравственного поведения человека на состояние его собственного здоровья и здоровья его потомства на примере использования матерных слов. Ученые доказали, что вся нецензурщина разрушает саму основу человека – его ДНК, своеобразным способом проводя операцию на его самоуничтожение. И не только себя (того, кто ругается), но и его потомство.
Нам всем всегда казалось, что Природа – этакое бездушное существо, которое ничего не видит, ничего не слышит и ничего не хочет знать, то есть сохраняет полное безразличие ко всему происходящему вокруг. А мы, люди, ее полновластные хозяева. Помните великолепие советского лозунга: «Нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача!». Ан нет, не тут-то было, оказывается, она (Мать-Природа) готова с неугодными обитателями Земли рассчитаться по полной программе за наши неуемные глупости. Быть может, все наше российское необозримое бедствие это и есть некое эхо прошлого столетия?
Как бы и нам с тобой, мой дорогой читатель, не попасть в эту штрафную роту.

Зачем нам нужна болезнь или 10 основных функций психосоматического симптома

Когда люди говорят о психосоматике мне часто доводится упоминать метафору о том, как будет выглядеть апельсин, если его разобрать по долькам? Если порезать поперек? Если порезать вдоль? Если сжать и выдавить сок через небольшое отверстие? Уже не говоря о разнообразии сортов и степени зрелости. Мы можем видеть и воспринимать апельсин по-разному, и рассуждать о том что видим соответственно, однако апельсин при этом останется апельсином.

Подобно этому я воспринимаю диалоги относительно того, что представляет из себя психосоматический симптом, какую функцию он выполняет и что стоит за тем или иным заболеванием или «невыздоровлением». Иногда все выглядит очень просто и очевидно, иногда кажется запутанным и бесперспективным, а порой то что мы считаем элементарным становится недостижимым, и наоборот безнадежное находит решение в кротчайшие сроки.

Все что мы можем самостоятельно проанализировать в своем психосоматическом статусе нам помогает выявить т.н. «дневник самоанализа психосоматического симптома». Однако существует множество психологических эффектов и причин по которым часть психосоматических симптомов не поддается самоанализу. Какие же чаще всего функции психосоматических расстройств и заболеваний открываются нам в психотерапевтической работе с клиентом:

1. Коммуникативная функция

Когда тело говорит вместо нас. Об этой функции мы говорим, если симптом выражает то, что мы не можем сказать по другому — не знаем как или не позволяем себе.

Примером можно привести приступы удушающего кашля у ребенка, который испытывает на себе сексуальное совращение, но не понимает до конца что происходит, как и кому передать свой пугающий опыт.

Другой пример — кардионевроз мужчины состоящего в отношениях не по любви, а по причине того что «жалко бросить женщину, которая так его любит».

Или наоборот, постоянные гинекологические заболевания у женщины, которая вышла замуж «по расчету» и т.д. В подобных ситуациях чаще клиенты не осознают связь между психосоматическим симптомом и тем, что происходит в их жизни, поэтому чем больший душевный дискомфорт они испытывают, тем больше усиливается их симптоматика.

2. Метафорическая функция

Такие заболевания тесно связаны с ассоциациями самого клиента, его личной жизненной или семейной историей. В процессе психотерапии он либо обнаруживает иррациональную установку, которую усвоил в детстве сделав неправильные выводы о какой-либо ситуации (н-р, в детстве услышав, что бабушка умерла во сне от остановки сердца, во взрослом возрасте начинает страдать сердечным заболеванием сопровождающимся ночными кошмарами и бессонницей). Либо обнаруживает, что неосознанно игнорирует какую-либо информацию в своей жизни (н-р, расстройство зрения на фоне измены партнера).

3. Функция замещения

Один из наиболее частых случаев в практике терапии психосоматических расстройств. Когда жизнь теряет свои краски, то что раньше приносило удовольствие и радость — уже не интересно, перспективы в жизни туманны, самооценка занижена и в целом жизнь превращается в бессмысленный «день сурка». На месте этой психологической ямы развивается депрессивное или невротическое расстройство, которое может проявляться как отдельными симптомами (кашель, боли в сердце, головокружения и пр.) так и полноценными заболеваниями.

4. Функция отсрочки или избегания

Такая функция помогает нам откладывать какую-то работу или договоренность до неопределенного времени. При этом нередко клиенты уверены в том, что вот-вот закончат лечение и примутся решать заявленную проблему, в то время как неосознанно тут же высказывают предположения о том, что скорее всего их заболевание неизлечимо и избавятся они от него не скоро. Примером легкого варианта можно привести внезапное ОРЗ накануне сдачи отчета или перед контрольной в школе. Более сложный случай может быть представлен в «неизлечимом паническом расстройстве», когда мужчина неосознанно отказывается от жизни в своей семье (общении с детьми, решении хозяйственных вопросов, обеспечении растущих материальных потребностей и пр.).

5. Функция вытеснения

За таким психосоматическим симптомом чаще всего скрываются случаи различного рода насилия. Как морального и психологического, так и физического. Также речь может идти о сложном травматическом событии, горе, потере, переживаниями расщепления и диссоциации. Иногда клиент помнит травматическое событие, но не связывает его со своим заболеванием. Однако, часто такие переживания настолько травмируют психику, что клиент вытесняет это событие из памяти и одни не помнят самой травмы, а у других из памяти «стираются» целые месяцы и даже годы. На вытеснение этой информации уходит значительный ресурс и клиент сам не понимает, почему вдруг начинает так много-сложно болеть.

6. Манипулятивная функция

Иногда бывает так, что заболевание помогает нам неосознанно регулировать поведение наших близких. Примерами могут быть как сами детские болезни ребенка, привлекающего к себе внимание постоянно работающих взрослых, или старающегося заботой о своем здоровье объединить рассорившихся родителей. Так и родители, которые получают особую учтивость, услужливость и заботу о себе от своих детей (в любом возрасте) неосознанно прибегая к психосоматическому симптому. Некоторые люди используют заболевания (особенно в случаях преувеличения симптоматики) чтобы получить компенсации, льготы и дополнительные услуги от государства или помогающих организаций. Иногда заболевания помогают партнерам удерживать «несложившиеся половинки», манипулируя чувством долга, вины, жалости, сострадания и пр.

7. Функция самонаказания

Встречаются также истории когда психосоматический симптом неосознанно формируется из чувства вины, как реальной (измена), так и иррациональной (не смог предугадать гибель близкого). Самонаказанием может стать и болезнь, которая сформировалась из ложных установок личности о самой себе (н-р, когда с детства ребенку внушают, что он недостаточно умен, красив, добр и хорош). Тогда получается замкнутый круг, где с одной стороны человек стремится все выполнять идеально, чтобы доказать что он «хорош», а с другой стороны, как только у него получается сделать что-то достойное высоких похвал, он заболевает, т.к. считает успех незаслуженным (он же уверен в своей плохости).

8. Функция самопознания и роста

Нередко за симптомом не скрывается никакой личной трагедии, травмы или манипуляции. А клиенты просто в жизненной спешке запутываются в своих целях и желаниях, теряют ориентиры своего предназначения и смысла существования, ощущают, что как бы живут не своей жизнью и т.д. При этом свое чувство неудовлетворенности они подавляют, поскольку объективно ведь вроде бы все нормально — хорошая семья, отлаженный быт, приятный досуг, стабильная работа и пр., и видимых причин для «остановки» нет. Тогда накопленные и подавленные переживания относительно неудовлетворенности своей духовной жизнью заявляют о себе в форме психосоматического расстройства или заболевания.

9. Охранительная функция

Есть такая категория людей, которые проявляют себя в своей жизнедеятельности чрезмерно и избыточно. Это перфекционисты и трудоголики которые на почве искаженных детских установок загоняют свой организм в постоянное функционирование на грани истощения. В зависимости от степени развитого перфекционизма возникновение психосоматического расстройства или заболевания может быть простой возможностью передохнуть, взять паузу и восстановить силы.

10. Функция «позволения»

Так же в психосоматической практике нередко встречаются клиенты, которые воспитаны в духе иррационального самопожертвования и самоотдачи. Но природа берет свое и для того, чтобы воплотить свои нужды не испытывая чувства вины, организм прибегает к хитрой уловке — заботе о себе через болезнь. Чаще это сводится к необходимости покупать качественную натуральную одежду, пользоваться услугами косметолога и других «личных» мастеров, питаться качественной пищей, иногда даже жить в местности с особенным климатом и пр.

В зависимости от того, что скрывается за тем или иным симптомом мы выбираем тактику психотерапевтичеcкого воздействия. Основная задача — распознать функцию симптома (зачем это происходит с нами) и найти или освоить методы того, как можно получить желаемое конструктивно, не прибегая к симптому. В большинстве случаев клиент может решить эти задачи самостоятельно с помощью техник самоанализа.

В то же время в ряде случаев у одного и того же клиента может накопиться несколько симптомов с разной функцией. Тогда правильным будет установить между ними связь и определить приоритеты и последовательность (какая ситуация послужила толчком; что действительно значимо, а что уводит нас в сторону от анализа; что общего в симптоматике и какова зависимость и динамика и т.д.).

Особенно такая работа имеет значение в случае, когда психосоматическая патология складывалась из разных симптомов годами. Привыкая обходиться с ними, клиент выстраивал свою учебу и работу, личную и семейную жизнь, отдых и развлечения и пр. Так «психосоматика» крепко вписавшись во все сферы жизнедеятельности невольно стала «управлять» ими (некоторые клиенты даже забывают детали того как они взаимодействовали с внешним миром до появления симптомов).

Безусловно такие симптомы дают очень сильное сопротивление в психотерапевтическом процессе и начинать разматывать этот клубок имеет смысл с отдаленных и менее значимых, но тесно связанных с основной проблемой. Здесь терапия всегда будет длительной и трудозатратной, однако каждый шаг улучшения качества жизни приводит клиентов к новым открытиям, принятию себя, удовлетворению и уверенности.

Читать еще:  Содержание сахара в банане
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]