Болезни у здорового человека
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ
Знание сущности болезни и условий ее возникновения — важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правильно понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представление о сущности здоровья.
Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наиболее распространенным является следующее определение: здоровье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные проявления.
Как ясно из этого определения, основной признак здоровья — высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значительным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки физиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует множество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от которых зависит состояние здоровья.
Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможности саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наивыгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расчета необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позволяет говорить о кибернетике живого.
Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологической нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: конституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивидуумов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях — симптом заболевания (гипотония), связанного с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечнососудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) — проявление высокого уровня тренированности.
Качественное своеобразие болезни определяется в большой мере локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца — стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга — инсульт).
Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюдается у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возможности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показывать некоторое время высокие спортивные результаты.
Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.
Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается действию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздражителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфологические и функциональные изменения.
Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не существует. Болезнью принято считать состояние организма, при котором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий нарушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничивается способность приспосабливаться к изменениям условий внешней среды, снижается трудоспособность.
При болезнях имеют место как специфические, так и неспецифические изменения. Специфические изменения обусловлены фактором, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, например, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, характерные для них изменения в организме.
Специфические для той или иной болезни изменения в организме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследственном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и подкорковыми образованиями (психические болезни) и на уровне органа или системы органов. К неспецифическим изменениям относятся, например, стандартные изменения функции передней доли гипофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.
Специфические и неспецифические изменения при болезнях сочетаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.
Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфических и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в качественные.
Следовательно, болезнь — это не сумма приспособительных реакций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количественными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.
Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изменения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «. в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни».
Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой — процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие — вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реакции нужно усилить, а какие подавить.
Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изменений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для данной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.
Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего организма. Изолированных болезней органов и тканей, или так называемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.
Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.
Патологическая реакция — это кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).
Патологический процесс — это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элементарных патологических реакций. Он не представляет собой определенной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения трудоспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся определенным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав различных болезней.
Патологическое состояние — чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Почему люди болеют. Откуда берутся болезни?
А потом ждем, что наше тело после всего этого будет здоровым и прекрасным. Свое тело мы отравляем не только некоторыми продуктами, табаком и алкоголем, но и различными деструктивными эмоциями. А также отсутствием движения и достаточного количества воды и кислорода.
Почему мы болеем: 4 основных фактора
Есть четыре основных фактора возникновения заболеваний. На наше здоровье влияет питание, жидкость внутренних средств (ее текучесть), скорость внутренних средств и состояние нашей нервной системы (от которой зависит ширина просветов сосудов и течение всех наших химических реакций). Если проще, то это еда и вода, состояние нашей лимфы и крови, наша активность и движение, и состояние нашей нервной системы (психосоматика).
В нашем теле есть кровь, клетки и межклеточное пространство, заполненное межклеточной жидкостью, которая потом становится лимфой, куда клетка отдает весь ненужный мусор. И есть наша еда, которую мы отправляем в наше тело. Но только ли от еды зависит состояние нашего здоровья? Ведь тогда все люди, которые едят только полезную пищу, были бы здоровы. Но это далеко не так. На эту тему читайте статью Как жить долго и не болеть?
В каждом продукте есть что-то полезное, и что-то не полезное. Нет абсолютно вредной и абсолютно полезной еды. Я говорю не о чипсах и газировках, что вообще не является едой, а об обычных нормальных продуктах. Есть продукты, которые приносят больше пользы и меньше вреда и наоборот, продукты, которые приносят много вреда и мало пользы. Но вещества, которые организму нужно будет усвоить и которые нужно будет вывести, есть в абсолютно каждом продукте. Эти вещества попадают в кровь, а затем в клетки, где вредные вещества должны быть утилизированы и выведены из организма (здоровый организм быстро и легко выводит лишнее), а полезные вещества постепенно перерабатываются, что-то усваивается, а что-то тоже выводится (продукты распада, например).
А какие факторы влияют на здоровую переработку пищи и быстрое выведение ненужных веществ? Вот это важно! И речь здесь не столько о здоровом желудке, сколько о текучести и скорости движения лимфы и ширине просвета сосудов. Именно от этого зависит скорость выведения всякого мусора, шлаков и токсинов.
Итак, что нам важно для здоровья? Чистота продуктов (насколько это возможно), текучесть лимфы (чем она жиже, тем лучше обмен), скорость движения лимфы (чем быстрее скорость, тем быстрее будут выводиться шлаки и токсины) и ширина просвета сосудов (чем они шире, тем быстрее выходит мусор).
Дело в том, что в лимфатических протоках, в отличие от кровеносной системы, нет сердца, которое бы прокачивало и толкало лимфу, к тому же лимфа довольно густая, по сравнению с кровью и сердцу было бы трудно ее толкать. Поэтому природой было все задумано так, что движение лимфы осуществляется движением мышц. То есть, сокращение мышц толкает эту лимфу по протокам, следовательно, чем человек больше двигается, тем быстрее передвигается лимфа. А если человек не двигается, то лимфа или не течет или течет очень медленно. Итак, для хорошего течения лимфы должна быть хорошая физическая активность.
То есть, все описанное выше – это то, как должно быть в идеале. Это то, что нужно для того, чтобы быть здоровым и бодрым. А что приводит к заболеваниям?
Откуда берутся болезни
2. От вредной еды, вред которой усиливается перекошенными и спазмированными мышцами и сосудами. И от малоподвижного образа жизни. Если в еде мусора гораздо больше, чем каких-то полезных веществ, то здоровый организм быстро выведет весь этот мусор. Но из-за вышеописанных причин организм не сможет вывести его быстро. К тому же, если человек мало двигается, лимфа у него густая, сосуды сужены или пережаты, как организму вывести всю эту грязь? Или это все выводится медленно, или, что гораздо хуже, вообще не выводится из-за слишком суженых или пережатых сосудов.
Такие зоны называются «зоны-консервы», в них трудно доходит кровь, там происходят постоянные застои и в них легко накапливаются шлаки, токсины, паразиты, канцерогены, и так далее. Со временем это приводит к тому, что в организме накапливается все больше и больше мусора, организм начинает болеть, стареть и увядать. Клетки погибают, сосуды засоряются и деформируются, начинаются различные воспалительные и дегенеративные процессы.
Инфекционные заболевания возникают там, где есть застой, там, где есть куча мусора, там снижен иммунитет, и инфекция может расти и развиваться. Там нет достаточного количества кислорода, там плохо доходит кровь и лимфа, которая содержит в себе лимфоциты, клетки, отвечающие за иммунитет. В итоге иммунитет слабый и инфекция может легко расти и разрастаться.
Возникают и дегенеративные заболевания, потому что чем больше токсинов накаливается в определенном месте, тем больше изменений в течении биохимических процессов.
И давайте опять посмотрим на эти четыре фактора, которые влияют на загрязнение организма, и сделаем вывод. Чем больше мусора в еде, тем больше мусора в теле. Каждый раз, когда вы кладете что-то себе в рот, давайте себе отчет, чего в этом продукте больше – полезных веществ или мусора, который организм не всегда может быстро и легко вывести.
Но еда – это, все же, не основополагающий фактор, так как здоровый организм, с жидкой и текучей лимфой и чистыми и широкими сосудами, может вывести весь мусор легко и быстро. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Когда люди много двигаются, они меньше болеют и дольше живут, потому что лимфа у них жидкая, быстрая и текучая, а не густая и медленная. У таких людей кожа чистая и подтянутая, они бодрые и энергичные, хотя и некоторые из них могут кушать не очень полезную пищу. Их организм быстрее очищается, у них более быстрый обмен веществ и более быстрое выведение продуктов распада.
И еще один важный фактор – это ширина просвета сосудов, потому что именно ширина влияет на скорость течения. Вспомните физику, где скорость течения жидкости через трубу пропорционально срезу, через который эта жидкость двигается. Плюс еще важна упругость стенок, если они жесткие и зажатые, то движение не может нормально происходить, оно очень сильно затормаживается.
Почему мы болеем
Токсины и шлаки будут выходить медленно, и даже если человек ест только супер полезную и здоровую пищу, то все равно, даже в самом полезном продукте есть определенные вещества (продукты распада), которые нужно будет вывести из организма. А если они не будут выводиться из-за сужения сосудов, то там будут накапливаться токсины.
Вы наверняка встречали людей, которые едят все подряд и при этом чувствуют себя отлично. Чаще всего это оптимисты, которые честны и искренни в своих эмоциях и которые не застревают в обидах и негативных переживаниях. А есть люди, которые заморочены на здоровом питании, сыроеды или вегетарианцы, но у них проблема на проблеме. Потому что правит всем наша психика, и если нервная система не в порядке, то сначала надо заняться ею, а потом уже переходить на сыроедение.
Такой образ питания должен вам нравиться, он не должен вас напрягать. Вы должны получать от такого питания удовольствие, а не думать о том, как бы продержаться еще один день. И винить себя за съеденный лишний кусочек или жестко подавлять свое чувство голода. Ну не приведет это вас к здоровью, потому что загвоздка вся – именно в состоянии психики. Я видела людей, которые не заморачиваются здоровым питанием, и они бодры, веселы и добродушны. И видела веганов, которые злы и напряжены, и не очень дружелюбно относятся к тем, кто не разделяет их принцип питания.
Я не хочу никого задеть или обидеть, каждый человек выбирает тот образ жизни, который хочет и никто не имеет права его критиковать или осуждать. Я просто хочу донести, что здоровое питание просто само по себе, без спокойной психики и активного движения, может и не привести вас к полному здоровью. Если у человека расслаблена нервная система (не всегда, хотя это в идеале, но большую часть времени), у него легко текут все среды, у него здоровые сосуды и мышцы, то весь мусор у него будет отлично выходить.
Поэтому не на питании надо зацикливаться, а на состоянии своей психики и сознания. На тех эмоциях, которые вы испытываете. Подавляете ли вы их в себе или разрешаете всему быть? Куда и на что вы направляете свой фокус внимания – на плохое или на хорошее? Дополнительно советую прочитать статьи Как сделать так, чтобы везло во всем и всегда и Как снять нервное напряжение и стресс.
И больше двигайтесь, занимайтесь спортом (но только тем, который вам нравится!), больше ходите пешком, гуляйте, танцуйте! Просто любите свое тело и слушайте его, оно само вам подскажет и что оно хочет есть и как именно оно хочет двигаться.
О связи заболеваний и эмоций уже давно написала Луиза Хей, можете посмотреть ее таблицу болезней. Но все же направляйте больше внимания на себя, слушайте себя. Осознайте, какие моменты у вас вызывают напряжение, от чего вы напрягаетесь, что вам не нравится в вашей жизни или в окружающих вас людях. Какие чувства вы испытываете и выражаете ли вы их. Возможно, вы осознаете, что накопили в себе много чувства стыда или вины, или что вы постоянно находитесь в каком-то страхе и напряжении, или что вы взвалили на себя больше, чем можете вытянуть, и от этого испытываете чувство бессилия или беспомощности.
Эти все моменты можно просто выписать. Взять тетрадь и начать выписывать и описывать те эмоции, которые вы испытали за день. И отследить, как вы их проживаете или не проживаете.
Почувствуйте себя и «разморозьте» свое тело, на эту тему читайте статью Исцеление тела через его оживление и размораживание.
Расслабьтесь, научитесь доверять жизни и вселенной, прекратите бороться со всем и со всеми, слушайте себя и свое тело и будьте счастливы!
Понятия «здоровье», «болезнь» человека. Причины болезни
Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.
Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:
– доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;
– доступность первичной медико-санитарной помощи;
– охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;
– доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;
– уровень детской смертности, состояние питания детей;
– средняя продолжительность жизни.
Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% – от влияния окружающей среды, на 15% – от наследственности и на 10% – от качества медицинского обслуживания.
Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».
Основные критерии здоровья:
– особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);
– уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;
– уровень функционального состояния организма;
– наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.
1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.
2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.
2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).
2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.
3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
4 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.
5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.
Выделяют различные состояния здоровья:
– состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
– состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);
– состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);
– состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).
Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.
Классификация причин болезни:
– механические (удар, сдавление, разрыв и др.)
– физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);
– химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);
– биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.
В развитии ряда болезней можно выделить:
1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.
2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;
3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;
4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.
Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.
Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.
Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.
| | следующая лекция ==> | |
Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие | | | Основные закономерности роста и развития человека |
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 5350 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет