Для чего нужна помпа в автомобиле и как она работает?
В составе системы охлаждения двигателя любого автомобиля есть собственный насос (на жаргоне – помпа). Элемент довольно надежен в эксплуатации, но требует присмотра, поскольку играет важную роль в работе силового агрегата. В случае поломки детали машина не сможет продолжать путь. Отсюда цель данной публикации – разъяснить неопытным автолюбителям, что такое помпа и как она функционирует.
Назначение и расположение элемента
Охлаждающая жидкость неспособна циркулировать через радиатор и водяную рубашку двигателя самостоятельно. Чтобы побудить ее к движению, в системе задействовано перекачивающее устройство – помпа, чье рабочее колесо (крыльчатка) вращается ременным приводом от коленчатого вала. В зависимости от конструкции автомобиля насос располагается в таких местах:
В переднеприводных авто элемент находится на правом торце двигателя (если смотреть по ходу движения). Поскольку помпа входит в состав ременного привода ГРМ, защищенного крышкой, увидеть ее снаружи нельзя.
На машинах, оснащенных задним приводом, насос находится на передней части силового агрегата и приводится в действие ремнем газораспределительного механизма или привода генератора.
Помпа, встроенная в конструкцию двигателя, нужна для эффективного охлаждения блока и головки цилиндров за счет создания принудительной циркуляции. Благодаря ей поток антифриза проходит через 2 радиатора – основной и салонный, где отдает львиную долю теплоты.
Конструкция и принцип действия насоса
Не помешает рассмотреть, из чего состоит и как работает автомобильная помпа. Элемент представляет собой корпус в виде крепежного фланца с отверстиями, изготовленный из алюминиевого сплава. К нему крепятся остальные детали:
основной вал с подшипником запрессован в центральном отверстии корпуса;
крыльчатка из пластика или металла насажена на внутренний конец вала;
ведомый шкив (бывает зубчатый либо ручьевой) установлен на внешнем конце вала;
чтобы тосол не вытекал наружу по оси, узел прохода вала сквозь корпус уплотнен специальным сальником.
Фланец водяного насоса прикручивается к блоку цилиндров или переходнику таким образом, что крыльчатка оказывается в потоке охлаждающей жидкости, а ведомый шкив располагается на одной оси с ведущим шкивом коленвала. Для уплотнения соединения под фланец ставится прокладка.
Принцип работы помпы чрезвычайно прост: коленчатый вал двигателя вращает крыльчатку насоса посредством приводного ремня. Чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее антифриз перекачивается по системе. Срок службы элемента составляет от 40 до 140 тыс. км пробега в зависимости от марки и модификации автомобиля. На дорогих импортных машинах перекачивающее устройство работает дольше, на отечественных авто – меньше.
В некоторых автомобилях установлена помпа, действующая от собственного электрического привода. Такая новация не нашла широкого применения по причине удорожания конструкции и снижения надежности.
Последствия поломки
Пришедший в негодность насос способен наделать много бед. Величина ущерба зависит от того, как задействована помпа в автомобиле – от ремня ГРМ или привода генератора. Аварийные ситуации выглядят следующим образом:
Начинает протекать прохудившийся сальник либо прокладка. Уровень антифриза в системе уменьшается, что чревато перегревом мотора, если не заметить неполадку вовремя.
Из-за разбитого подшипника заклинивает вал насоса. От рывка приводной ремень слетает или рвется.
Когда подтекает сальник помпы, вращающиеся шкивы разбрасывают жидкость во все стороны. Намокшие ремни проскальзывают и быстрее изнашиваются.
Примечание. Первопричиной утечки антифриза нередко становится изношенный подшипник, а не сальник. Вал со шкивом и крыльчаткой начинает болтаться и перекашивается под давлением приводного ремня. В подобных условиях сальник не способен удержать тосол, отчего водяной насос пропускает жидкость наружу.
Наихудший вариант – разрыв ременного привода ГРМ вследствие заклинивания подшипника. Для многих автомобилей это ведет к дорогостоящему ремонту силового агрегата, поскольку днища поршней ударяют по тарелкам открытых клапанов и загибают их толкатели. В лучшем случае придется снять ГБЦ и поменять клапанную группу, в худшем – выбросить пробитые поршни и треснувшую от удара головку цилиндров.
Слетевший ремень привода генератора не нанесет ущерба, разве что исчезнет подача электроэнергии в бортовую сеть и начнет разряжаться аккумулятор. Но параллельно возникнет перегрев мотора, ведущий к ускоренному износу цилиндропоршневой группы.
Признаки неисправности помпы
В процессе эксплуатации авто водяной насос изнашивается естественным образом. Наибольшую нагрузку испытывают 2 детали – подшипник и сальник, они чаще всего и выходят из строя. Крыльчатка и шкив ломается значительно реже. Неполадки проявляются так:
На месте постоянной дислокации автомобиля возникают пятна антифриза.
Охлаждающей жидкостью забрызгана торцевая стенка мотора и близлежащие агрегаты. Если механизм защищен кожухом, становятся заметны потеки тосола в нижней части.
На работающем двигателе слышен гул или треск со стороны помпы.
Силовой агрегат глохнет на ходу, температура охлаждающей жидкости подскакивает до максимума.
Возникающие под машиной пятна всегда должны настораживать водителя. Если в подкапотном пространстве сухо, а на асфальте заметна протечка, снимите защитную крышку газораспределительного механизма. Обнаружив в районе помпы сырость, выполните простую диагностику: ослабьте приводной ремень и покачайте рукой шкив перекачивающего устройства. Заметный люфт вала – явный признак, что пора менять насос системы охлаждения двигателя.
Если вам удалось уловить шум, издаваемый разбитым подшипником помпы, немедленно диагностируйте его на предмет люфта. Способ проверки идентичен: следует добраться до шкива, ослабить натяжение ременной передачи и покачать его рукой.
Когда мотор заглох в процессе движения, а датчик показывает температуру более 120 °С, значит, худшее уже случилось. Вал насоса заклинил, а ремень ГРМ порвался либо соскочил. Остается надеяться, что клапаны двигателя не встретились с поршнями и не загнулись.
При обрыве ремня привода генератора мотор не заглохнет, но включится индикатор зарядки аккумуляторной батареи, а температура неизбежно подскочит (ведь насос перестал качать жидкость). Сразу выключайте двигатель и принимайте меры по эвакуации автомобиля в гараж или на автосервис.
Можно ли отремонтировать деталь?
На подавляющем большинстве машин устанавливается неремонтируемая помпа охлаждения двигателя. При желании автолюбитель сможет ее снять и разобрать, но поменять сальник и подшипник вряд ли получится, поскольку данных запчастей нет в продаже. Исключение – классические модели «Жигулей» и ряд других моделей авто, для которых производятся ремонтные комплекты.
Справка. Запчасти ремкомплектов не относятся к оригинальным и не блещут качеством. Ресурс помпы после ремонта сократится вдвое против заводской запчасти.
Водяные насосы принято менять в сборе. Причем сама замена не составляет большой сложности – очистили посадочное место от старой прокладки, нанесли герметик и прикрутили новый насос. Наиболее трудоемкая часть процедуры – это разборка узла ГРМ с выставлением меток, снятием шкивов и заливкой / опорожнением системы охлаждения. Если у вас недостаточно опыта в ремонте автомобилей, лучше доверить работу мастерам станции техобслуживания.
Инсулиновая помпа — принцип работы, обзор моделей, отзывы диабетиков
Для упрощения контроля уровня глюкозы в крови и улучшения качества жизни диабетиков была разработана инсулиновая помпа. Это устройство позволяет избавиться от постоянных уколов гормона поджелудочной железы. Помпа – альтернатива инъекторам и обычным шприцам. Она обеспечивает круглосуточную стабильную работу, что помогает улучшить показатели глюкозы натощак и значения гликозилированного гемоглобина. Аппарат могут использовать люди с диабетом первого типа, а также пациенты с 2 типом, когда возникает потребность в уколах гормона.
Что такое инсулиновая помпа
Инсулиновая помпа – компактное устройство, которое предназначено для непрерывного введения маленьких доз гормона в подкожную клетчатку. Она обеспечивает более физиологичное действие инсулина, копируя работу поджелудочной железы. Некоторые модели инсулиновых помп могут проводить постоянный мониторинг содержания сахара в крови, чтобы оперативно изменять дозу гормона, и не допустить развитие гипогликемии.
Устройство имеет такие составляющие:
помпа (насос) с небольшим экраном и кнопками управления;
сменный картридж для инсулина;
инфузионная система – канюля для введения и катетер;
элементы питания (батарейки).
Современные инсулиновые помпы имеют дополнительные функции, позволяющие облегчить жизнь диабетику:
автоматическое прекращение поступления инсулина при развитии гипогликемии;
мониторинг концентрации глюкозы в крови;
звуковые сигналы при повышении или понижении сахара;
защита от попадания влаги;
возможность передачи на компьютер информации о количестве поступившего инсулина и уровне сахара в крови;
дистанционное управление с помощью пульта.
Данный аппарат разработан для интенсивной схемы инсулинотерапии.
Принцип работы аппарата
В корпусе помпы находится поршень, который через определенные промежутки времени надавливает на картридж с инсулином, тем самым обеспечивая его введение по резиновым трубкам в подкожную клетчатку.
Катетеры и канюли диабетик должен заменять каждые 3 дня. При этом также меняют место введения гормона. Канюлю обычно устанавливают в области живота, можно прикрепить ее на кожу бедра, плеча или ягодицы. Лекарство расположено в специальном резервуаре внутри прибора. Для инсулиновых помп используются препараты ультракороткого действия: Хумалог, Апидра, НовоРапид.
Устройство замещает секрецию поджелудочной, поэтому гормон вводится в 2 режимах – болюсном и базисном. Болюсное введение инсулина диабетик осуществляет вручную после каждого приема пищи с учетом количества хлебных единиц. Базисный режим – непрерывное поступление небольших доз инсулина, которое заменяет применение инсулинов пролонгированного действия. Гормон поступает в кровоток каждые несколько минут маленькими порциями.
Кому показана помповая инсулинотерапия
Каждому больному сахарным диабетом, который нуждается в уколах инсулина, можно установить инсулиновую помпу по его желанию. Очень важно детально рассказать человеку обо всех возможностях прибора, объяснить, как корректировать дозу препарата.
Применение инсулиновой помпы настоятельно рекомендовано в таких ситуациях:
нестабильное течение заболевания, частые гипогликемии;
детям и подросткам, которые нуждаются в маленьких дозах препарата;
в случае индивидуальной повышенной чувствительности к гормону;
невозможность достичь оптимальных значений глюкозы при инъекционном введении;
отсутствие компенсации диабета (гликозилированный гемоглобин выше 7%);
эффект «утренней зари» – значительное увеличение концентрации глюкозы при пробуждении;
осложнения диабета, особенно прогрессирование нейропатии;
подготовка к беременности и весь ее период;
пациенты, которые ведут активную жизнь, находятся в частых командировках, не могут планировать режим питания.
Преимущества помпы для диабетиков
Поддержание нормального уровня глюкозы без скачков на протяжении суток благодаря применению гормона ультракороткого действия.
Болюсная дозировка препарата с точностью до 0,1 ЕД. Скорость поступления инсулина в базисном режиме можно регулировать, минимальная доза составляет 0,025 ЕД.
Уменьшается количество инъекций – канюля ставится один раз в три дня, а при использовании шприца пациент проводит 5 уколов в день. Это снижает риск развития липодистрофии.
Простой расчет количества инсулина. Человеку необходимо ввести в систему данные: целевой уровень глюкозы и потребность в лекарстве в разные периоды суток. Затем перед приемом пищи остается указать количество углеводов, и аппарат сам введет нужную дозу.
Инсулиновая помпа незаметна для окружающих.
Упрощается контроль сахара в крови при физических нагрузках, застольях. Пациент может слегка изменять свой режим питания без вреда для организма.
Устройство сигнализирует о резком снижении или повышении глюкозы, что помогает предотвратить развитие диабетической комы.
Сохранение данных за последние несколько месяцев о дозах гормона и значении сахара. Это, наряду с показателем гликозилированного гемоглобина, позволяет ретроспективно оценить эффективность лечения.
Недостатки применения
Инсулиновая помпа позволяет решить множество проблем, связанных с инсулинотерапией. Но ее применение имеет свои минусы:
высокая цена самого прибора и расходников, которые нужно менять каждые 3 дня;
повышается риск возникновения кетоацидоза, потому что в организме нет депо инсулина;
необходимость контролировать уровень глюкозы 4 раза в день и более, особенно в начале использования помпы;
риск инфицирования в месте постановки канюли и развития абсцесса;
возможность прекращения введения гормона из-за сбоя работы аппарата;
для некоторых диабетиков постоянное ношение помпы может быть неудобным (особенно во время плавания, сна, занятий сексом);
существует риск повредить аппарат при занятии активным спортом.
Инсулиновая помпа не застрахована от поломок, которые могут вызвать критическое состояние пациента. Чтобы этого не произошло, человек с диабетом должен всегда иметь при себе:
Шприц, заправленный инсулином, или шприц-ручку.
Запасной картридж с гормоном и инфузионный набор.
Сменный комплект батареек.
Глюкометр.
Еду с высоким содержанием быстрых углеводов (или таблетки глюкозы).
Расчет дозировки
Количество и скорость подачи препарата с помощью инсулиновой помпы рассчитывается на основе той дозировки инсулина, которую пациент получал до использования прибора. Общая доза гормона уменьшается на 20%, в базальном режиме вводят половину этого количества.
Сначала скорость поступления препарата одинакова на протяжении суток. В дальнейшем диабетик сам настраивает режим введения: для этого необходимо регулярно проводить измерения показателей глюкозы в крови. Например, можно увеличить поступление гормона утром, что важно для диабетика с синдромом гипергликемии при пробуждении.
Настройка болюсного режима проводится вручную. Пациент должен внести в память устройства данные о количестве инсулина, которое необходимо для одной хлебной единицы в зависимости от времени дня. В дальнейшем перед едой требуется указать количество углеводов, и прибор сам рассчитает количество гормона.
Для удобства пациентов в помпе предусмотрено три варианта болюсного режима:
Нормальный – подача инсулина однократно перед приемом пищи.
Растянутый – гормон подается в кровь равномерно на протяжении некоторого времени, что удобно при употреблении большого количества медленных углеводов.
Болюс двойной волны – половина лекарства вводится сразу, а оставшаяся часть поступает постепенно небольшими порциями, применяется при длительных застольях.
Расходные материалы
Наборы для инфузий, состоящие из резиновых трубочек (катетеров) и канюли необходимо заменять раз в 3 дня. Они быстро засоряются, вследствие чего подача гормона прекращается. Стоимость одной системы – от 300 до 700 рублей.
Одноразовые резервуары (картриджи) для инсулина вмещают в себя от 1,8 мл до 3.15 мл средства. Цена картриджа – от 150 до 250 руб.
В сумме для обслуживания стандартной модели инсулиновой помпы придется потратить около 6000 руб. в месяц. Если модель имеет функцию постоянного мониторинга глюкозы, содержать ее еще дороже. Сенсор на неделю использования стоит примерно 4000 рублей.
Есть различные аксессуары, которые облегчают ношения помпы: нейлоновый пояс, клипсы, чехол для крепления на бюстгальтере, чехол с застежкой для ношения устройства на ноге.
Существующие модели
В России распространены инсулиновые помпы двух фирм-производителей – Roche и Medtronic. Эти компании имеют свои представительства и сервисные центры, куда можно обратиться в случае поломки прибора.
Особенности различных моделей инсулиновых помп:
Медтроник ММТ-715
Наиболее простой вариант устройства, есть функция расчета дозы инсулина. Поддерживает 3 вида болюсных режимов и 48 суточных базальных интервала. Данные о введенном гормоне сохраняются в течение 25 дней.
Медтроник ММТ-522, ММТ-722
Устройство оснащено функцией мониторинга глюкозы крови, информация о показателях находится в памяти аппарате в течение 12 недель. Инсулиновая помпа сигнализирует при критическом снижении или повышении сахара при помощи звукового сигнала, вибрации. Существует возможность настроить напоминания о проверке уровня глюкозы.
Медтроник Veo ММТ-554 и ММТ-754
Модель имеет все преимущества предыдущего варианта. Минимальная базальная скорость поступления инсулина всего 0,025 ЕД/ч, что позволяет использовать этот прибор у детей и диабетиков с высокой чувствительностью к гормону. Максимально за сутки можно ввести до 75 ЕД – важно в случае инсулинорезистентности. Кроме того, эта модель оснащена функцией автоматического прекращения подачи лекарства при гипогликемическом состоянии.
Roche Accu-Chek Combo
Важное преимущество этой помпы – наличие пульта управления, который работает с помощью технологии Bluetooth. Это позволяет пользоваться устройством незаметно для посторонних людей. Устройство выдерживает погружение в воду на глубину не более 2,5 м до 60 минут. Данная модель гарантирует высокую надежность работы, которая обеспечивается двумя микропроцессорами.
Израильская компания Geffen Medical разработала современную беспроводную инсулиновую помпу Insulet OmniPod, которая состоит из дистанционного пульта и водонепроницаемого резервуара для инсулина, закрепленного на теле. К сожалению, пока нет официальных поставок этой модели в Россию. Ее можно приобрести в зарубежных интернет-магазинах.
Цена инсулиновых помп
Medtronic ММТ-715 – 90 тыс. рублей;
Медтроник ММТ-522 и ММТ-722 – 115 000 рублей;
Medtronic Veo ММТ-554 и ММТ-754 – 200 000 рублей;
Roche Акку-Чек – 97 000 рублей;
OmniPod – 29 400 руб. (расходники на месяц обойдутся в 20 тыс. рублей).
Можно ли получить бесплатно
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 пациент с диабетом может получить прибор для помповой инсулинотерапии бесплатно. Для этого он должен обратиться к своему лечащему врачу, который подготовит необходимую документацию для регионального департамента. После этого больной заносится в очередь на установку аппарата.
Подбор режима введения гормона и обучение пациента проводится в течение двух недель в специализированном отделении. Затем больному предлагают подписать соглашение о том, что расходные материалы для прибора не выдаются. Они не входят в категорию жизненно важных средств, поэтому государство не выделяет бюджет для их приобретения. Финансировать расходники для людей с сахарным диабетом могут местные власти. Обычно, этой льготой пользуются инвалиды и дети.
Как работает в автомобиле помпа и для чего она необходима
Одной из неотъемлемых систем ДВС является система охлаждения. Она позволяет отводить от блока цилиндров избыточное тепло, не допуская возникновения негативных термодеформаций. Разветвлённою сетью каналов оснащаются как бензиновые, так и дизельные моторы.
Что такое помпа в легковом автомобиле
Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:
Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.
Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.
В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.
Важно! Системы с жидкостным охлаждением являются гораздо более тихими, чем аналоги, использующие для отвода тепла воздух.
Расположение и назначение элемента
В автомобилях предусмотрено чаще всего два круга охлаждения:
Также предусмотрены различные элементы, входящие в систему охлаждения. Каждый из них выполняет свою функцию. А для чего нужна помпа, является очевидным многим опытным автомобилистам, так как она работает для принудительной прокачки жидкости в отведенных для этого полостях и каналах.
Встроенная в корпус насоса крыльчатка отвечает за перекачивание антифриза. Вращение этому колесу передается по ременному приводу. Шкивы передачи располагаются на валу помпы и на выходном хвостовике коленвала автомобиля.
Находится водяной насос там, где его расположили инженеры. В большинстве моделей современных машин найти помпу можно в следующих зонах:
если смотреть по ходу движения, то в машинах с передним приводом прокачивающее устройство располагается на правом торце блока цилиндров (так как помпа является жестко связанной с приводом ГРМ, то она располагается там, где привод защищен крышкой);
автомобили с задним приводом оснащаются водяным насосом, зафиксированным на передней стенке блока цилиндров, а вращение крыльчатки придает ремень от ГРМ либо от привода генератора.
Помпа перегоняет антифриз по каналам и двум радиаторам, один из которых служит от вывода тепла в атмосферу, а второй способен передавать тепло в салон. Таким образом удается быстро остудить силовую установку.
Принцип действия насоса и его конструкция
В автомобилях достаточно простое устройство помпы. Ее корпус одновременно выполняет функцию крепежного фланца. Он оснащен несколькими отверстиями, через которые агрегат фиксируется на БЦ.
За счет того, что корпус изготовлен из алюминия, удается минимизировать влияние коррозионных процессов, а также уменьшается масса готового изделия. В конструкцию также входят:
в центральное отверстие корпуса впрессован главный вал с подшипниками качения;
на консольном конце вала располагается жестко зафиксированная пластиковая или алюминиевая крыльчатка;
внешний хвостовик вала оборудован шкивом (используются ручьевые или зубчатые модели);
предотвратить вытекание тосола и обеспечить герметичность конструкции помогает уплотнительный сальник.
Фланец помпы может прикручиваться как напрямую к блоку, так и через переходник, чтобы обеспечить соосность ременной передачи, не изымая крыльчатки из потока антифриза. Под фланцем производители монтируют прокладку.
Исходя из устройства и способа крепления, становится понятным принцип работы перекачивающего антифриз узла. Вращение на вал и далее крыльчатку передается посредством ременной передачи. При увеличении частоты оборотов коленвала растут обороты на крыльчатке, что способствует интенсивной циркуляции по каналам.
Производители гарантируют бесперебойную работу помпы в течение 40-140 тыс. км пробега. Ресурс зависит от бренда и модели транспортного средства. Отечественные авто располагаются ближе к нижнему значению интервала.
Важно! Определённые марки машин оснащены помпами, работающими от персонального электропривода.
Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем. Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности.
Если случится выход из строя
Рекомендуем следить за возможными негативными симптомами, проявляющимися при работе автомобильного водяного насоса. Поломка его несет большие риски для работоспособности двигателя. На масштабы последствий оказывает влияние зона установки и способ подключения помпы.
Список потенциальных проблем включает в себя факторы:
Вышедший из строя подшипник на валу способен заклинить вращение насоса. Соответственно насаженный на хвостовик шкив перестанет вращаться, а приводной ремень будет слетать или рваться.
Появляются проблемы с герметичностью из-за изношенного сальника или прокладки, вследствие чего снижается уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза приводит к перегреву ДВС.
Протекающий антифриз из-под сальника попадает на вращающиеся шкивы, которые распространяют охлаждающую жидкость на окружающие предметы, включая ремни. После намокания происходит проскальзывание ремней и их ускоренный износ.
Нередко первопричиной потери герметичности и снижения уровня антифриза является выработанный подшипник, а не сальник. Главный вал болтается и перекашивается из-за усилия приводного ремня на шкиве. Таким образом деформируется сальник и становится не способным удерживать антифриз, после чего возникает утечка.
Наиболее негативным развитием событий является разрыв ремня газораспределительного механизма по причине заклинивания подшипника. Большинство автомобилей после этого нуждаются в дорогостоящем ремонте двигателя. Это связано с ударами поршней по шляпкам открытых клапанов, что в результате приводит к мгновенному искривлению последних.
После срыва ремня с большой долей вероятности в машине придется снимать головку блока цилиндров, а также проводить замену клапанов. При худшем исходе в замене будут нуждаться поршни и потенциально треснувшая головка блока цилиндров.
В конструкции, где слетает ремень привода генератора, значительного ущерба быстро не происходит. Определить такой сбой в работе удастся по возможным симптомам:
бортовая система электропитания переключится на разрядку АКБ;
батарея начнет терять напряжение;
мотор начинает перегреваться.
Повышение температуры приводит к скорой выработке цилиндропоршневой группы.
Признаки неисправности помпы
В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.
Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:
Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.
Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:
мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
удаляем крышку газораспределительного механизма;
ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.
Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.
Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 120 0 С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.
Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.
Можно ли восстановить или отремонтировать помпу
В большинстве автомобилей стоит неразборная конструкция водяных насосов. Это относится как к отечественным машинам, так и к иномаркам. В продаже найти ремкомплект для современных машин в виде сальника или подшипника для помпы не удастся. Исключением является «классика» от ВАЗ.
Стоит учесть, что большинство таких запчастей выпускается сторонними фирмами. Факт не всегда позитивно отражается на качестве продукции.
Заключение
Помпа относится к важным деталям конструкции. Водитель должен следить за её состоянием и работоспособностью, чтобы не получить проблем с двигателем.
Автомобильная помпа и принцип её работы
Жидкостная система охлаждения силовой установки любого авто обеспечивает поддержание оптимального температурного режима за счет жидкости. Перемещаясь по каналам рубашки охлаждения мотора, охлаждающая жидкость омывает разогреваемые элементы, забирая от них часть тепла, а затем отводит его в окружающую среду посредством теплообменных процессов в радиаторе.
Что такое помпа в автомобиле и её назначение
Жидкость по системе охлаждения самостоятельно передвигаться не может, поэтому в конструкцию жидкостной системы входит водяной насос, он же – помпа. Основная задача его – обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости по системе, что и обеспечивает забор тепла и отвод его.
Больше помпа ничего не выполняет, но от ее работы зависит нормальное функционирование мотора. Без нее силовая установка очень быстро будет перегреваться, поскольку не будет обеспечиваться отведение тепла.
Видео: Для чего в автомобиле нужна водяная помпа
На автомобилях на данный момент используется водяной насос центробежного типа. Широкое распространение этот тип помпы получил благодаря простоте конструкции, при этом он вполне справляется с поставленной задачей. Для привода его используется усилие, получаемое от коленчатого вала, которое передается за счет ременной передачи.
Циркуляция жидкости по системе обеспечивается за счет крыльчатки. Чтобы она обеспечивала движение жидкости в рубашке охлаждения, насос входит в конструкцию силового агрегата. Причем основная его часть располагается с внешней его стороны, и только крыльчатка располагается внутри рубашки.
Конструкция водяного насоса
Внешний вид водяных насосов может быть разный (сказываются конструктивные особенности силовых установок разных производителей), но все они конструктивно одинаковы и состоят из:
корпус;
ось;
шкив или зубчатое колесо;
крыльчатка;
сальник;
подшипники.
Корпус
Корпус является несущим элементом и в нем располагаются все перечисленные составные части, кроме крыльчатки и шкива, которые располагаются с внешних сторон. Корпус изготавливается чаще всего из алюминия. Также посредством его производится крепление помпы к блоку цилиндров. Чтобы обеспечить герметичность в месте прилегания корпуса к мотору, между ними устанавливается прокладка.
Чтобы антифриз и влага не скапливались в зоне расположения подшипников, в корпусе проделано дренажное отверстие.
Ось, подшипники, сальник
Внутри корпуса располагается стальная ось, посаженная на два подшипника, что обеспечивает ей легкость вращения. Ось обычно изготавливается из стали, что обеспечивает высокую прочность.
Подшипники являются закрытыми, то есть доступа к ним нет. Смазывание их делается за счет заложенной смазки, которой должно хватать на весь ресурс насоса. Но на некоторых старых грузовых авто, в корпусе имелась пресс-масленка, поэтому подшипники у них можно было смазывать.
Видео: Выбор Помпы. Помпа LUZAR.
Для предотвращения контакта рабочей жидкости с подшипниками, со стороны крыльчатки установлен герметизирующий резинотехнический элемент – сальник. Без него антифриз попадал бы в зону работы подшипников, что приводило бы в быстрому их износу.
Шкив или зубчатое колесо являются элементами, которые принимают усилие от коленчатого вала. Шкив используется на авто, у которых привод газораспределительного механизма осуществляется посредством цепной передачи. Из-за такого конструктивного решения организовать передачу усилия на помпу цепью не удалось. Поэтому для обеспечения вращения насоса используется отдельный ременной привод, который дополнительно может обеспечивать и работу другого навесного оборудования мотора – насоса ГУР, компрессора и т. д.
В автомобилях, у которых привод ГРМ обеспечивается зубчатым ремнем, он применяется и для обеспечения работы помпы. То есть одним ремнем задействуется в работу и ГРМ, и насос. А чтобы при передаче усилия не было потерь из-за проскальзывания, в качестве приводного элемента на помпе используется зубчатое колесо.
Шкив или зубчатое колесо имеют жесткое соединение с осью. Для этого используется либо шпоночное соединение, либо болтовое.
С другой стороны на ось посажена крыльчатка – специальный диск с нанесенными на него особым образом крыльями. Изготавливается она чаще из алюминия, хотя встречаются и крыльчатки, изготовленные из пластика. Посадка ее на ось – тоже жесткая.
Принцип работы автомобильной помпы
Принцип работы водяного насоса очень прост: помпа получает вращение от коленчатого вала посредством ременного привода. Это вращение получает шкив или зубчатое колесо, жестко посаженное на ось. А поскольку с другой стороны на ней установлена крыльчатка, то она тоже вращается.
Поскольку крыльчатка помещена в рубашку охлаждения, то она находится в среде охлаждающей жидкости. При вращении, крылья крыльчатки создают центробежную силу, которая выталкивает антифриз и заставляет его двигаться по каналам рубашки охлаждения.
Признаки неисправности помпы
Простота конструкции водяного насоса обеспечивает ему отличные показатели по надежности и длительности срока эксплуатации. Но неисправности с этим узлом все же бывают, поскольку в конструкции используются элементы, которые являются «слабым» местом насоса. Ими являются подшипники и сальник. При эксплуатации нередко подшипники изнашиваются, что приводит к появлению люфтов. Это сразу же сказывается на герметичности сальника. Но и сам резинотехнический элемент в процессе эксплуатации может получить повреждения.
Видео: Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА
Основными признаками износа помпы:
Подтекание охлаждающей жидкости со стороны водяного насоса.
Появление сторонних шумов при работе мотора.
Визуально заметный люфт при работающей установке.
Все эти признаки и дают изношенные подшипники и поврежденный сальник. Бывают и другие неисправности, которые встречаются гораздо реже. Среди них – повреждение крыльчатки в результате химических процессов, происходящих в результате постоянного контакта с антифризом, появление трещин на корпусе, чрезмерный износ рабочих поверхностей шкива или зубчатого колеса.
Отметим, что водяная помпа – один из узлов силовой установки, который ремонту не подвергается. Все составные элементы садятся в корпус путем запрессовки, поэтому узел является неразборным, и в случае появления признаков износа, помпа просто заменяется. При этом обязательной замене подлежит также и прокладка. Единственное, можно поменять только шкив, и то, если он крепится к оси при помощи болтового соединения.
Помпа для откачки воды: принцип работы. Бензиновая или электрическая?
Что же из себя представляют помпы по откачиванию воды? Можно их отнести к насосным станциям или проще говоря насосами или же это конструктивно что-то другое? Далее мы опишем основные характеристики, виды пом и их отличия в работе и принципе устройства.
Водяная помпа для откачки воды
Водяная помпа – это такой же насос, только с наибольшими возможностями, которые и дает встроенная помпа.
Помпы необходимы для:
обслуживания домашней системы водоснабжения;
обслуживания целых дачных поселков;
полива земельного участка;
поливания полей в деревне;
строительства;
откачивания воды из скважин и колодцев;
перекачивания ГСМ для перевозки или хранения;
осушения бассейнов;
осушения озера в платном рыболовстве.
Таким образом, сфера применения помпа имеет широкий спектр.
На рынке представлен большой выбор помпового оборудования. Чтобы разобраться какой же действительно необходим, все установки необходимо разбить на следующую классификацию.
Классификация помп для откачки воды
По размещению помпы подразделяются на:
Поверхностные не опускаются в жидкую среду. Располагаются на поверхности земли, непосредственно перед источником. С такими помпами удобно работать, т.к. они мобильны и компактны. Недостаток помпы — работает на неглубоких источниках.
Погружные водные помпы для откачки воды спускаются в водоисточник и накачивают жидкость. Вода откачивается и чистая, и грязная. Оборудование изготовлено из качественных материалов, все элементы загерметизированы. Выдерживают температуры воды до 35 0 С.
Помпы подразделяются на:
скважинные – имеют вытянутую форму с небольшим диаметром для прохождения в скважину, глубина их погружения достигает 50 метров;
колодезные – по сравнению со скважинными помпами обладают меньшей производительностью, и хорошей герметизацией;
дренажные помпы – предназначены для откачки воды из определенных мест: подвала, бассейна и т.д.
фекальные – для откачивания сточных канализационных вод их септиков, очистительных сооружений.
Помпы нашли свое применение в бытовой сфере, в промышленности, для очищения очистного сооружения. По техническим показателям бензиновые насосы прекрасно подходят для выполнения дренажных работ.
Второе название, которое получили бензиновые (дизельная) помпы – это мотопомпа.
Мотопомпа – это легкая и компактная конструкция. За счет своей компактности она помещается в багажное отделение машины, а также есть модельный ряд помп, которые оснащены ремнем для носки на плече.
Она помещается в багажник автомобиля, а некоторые модели предполагают ремень для носки на плече. Тем самым достигается её функция – мобильности. Она всегда может быть под рукой.
Бензиновые помпы для откачки воды привлекательны тем, что они прекрасно подходят для полива удаленного от дома места, например поля (например, картофельного) с условием того, что водоем находится недалеко.
Бензиновая помпа в своем составе имеет следующие элементы:
насос и двигатель,
рама на которой крепятся данные элементы;
штуцер;
корпус помпы;
воронка, по которой помпа наполняется жидкостью;
фланец, соединяющий шланг и выпускной отвод насоса;
два краника (ДУ 15 и ДУ 20).
Помпы для откачки воды различаются торговыми марками, в какой сфере собираются применяться, какая производительность.
Цена за бензиновую помпу начинает свой разбег от 7000 рублей. Например, PATRIOT BMWP-30 F работает с загрязненной водой, при показателях производительности в 750 лтров в 1 минуту, объем бензинной емкости– 3,6 литра, стоит 11 000 рублей.
Механическая помпа для откачки воды
Поршневая система является основой механического прибора, находящегося в корпусе помпы. Корпус представляет собой форму цилиндра. Вода всасывается при помощи впускного клапана, а выходит через выпускной.
На входе в помпу устанавливается твердый шланг. Если шланг будет из мягкого материала, то велика вероятность что шланг лопнет или порвется от давления.
Фирма КВТ выпускает две популярные модели механической помпы:
гидравлическая ножная ПМН-700 у – цена такой помпы 16000 рублей, в составе идет манометр.
помпа ПМН-700 – относится к ручному виду, стоит 11000 рублей, весит 10 кг.
Электрическая помпа для откачки воды
Выбирая электрическую помпу необходимо обратить внимание на ее характеристики:
доступность к электрическому питанию;
расположение к водному источнику.
Электрогидравлическая помпа оснащается дополнительно всасываемым рукавом высокого давления, управляется с помощью дистанционного пульта управления.
Такие установки работают только от электрической сети, поэтому работать в полевых условиях с ними невозможно. Используются только там, где есть возможность подключиться к питанию.
Обязательно в каждой инструкции к электрической помпе для откачки воды или другой жидкости должно быть указано правило о технике безопасности.
Перед начало работы с оборудованием необходимо проверить шнур, не имеется ли на нем повреждения, а также, на сколько крепко присоединены к помпе составные части.
Купить электрическую помпу для откачки воды не проблема. Сегодня на рынке представлен большой ассортиментный ряд водяных помп, электрические среди них, являются самыми популярными.
Фирма Varisco (страна производитель Италия) существует уже более 50 лет на мировом рынке. Одним из продуктов, выпускаемых Varisco является высокопроизводительная промышленная помпа по перекачиванию сильнозагрязненных жидкостей.
Varisco используются во всех отраслях промышленности и при производстве строительных работ. Их достоинства заключаются в следующем:
быстро всасывают жидкость;
перекачивают загрязненную воду;
выкачивают жидкость с источника, глубина которого может достигнуть 8 метров;
простые в работе.
При эксплуатации с данной помпой в водный источник будет опущен только шланг, тем самым электрическая помпа будет защищена. Плюс это очень удобно при работе с помпой. Шланг опускается в водоем, а помпу включаете в электросеть и все.
Ничего настраивать не надо. Когда часть помпы износилась или пришла в негодность, её легко заменить своими силами.
Цена на электрическую помпу для откачки воды зависит от её производительности и торговой марки, и сферы применения.
Например, одноступенчатая электрогидравлическая помпа ПМЭ-710-1к (фирма КВТ) стоит 38 000 рублей, при ее производительности 2,2 л/мин. А вот помповый насос ВР 4 Garden Set (фирма Кёрхер) с производительностью 4000 л/час, глубине всасывания 8 метров стоит 8000 рублей.